Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 23.09.2019, 18:11

МБОУ Биритская СОШ

Меню сайта
Ученикам
Родителям
Учительская
Школьная жизнь
Безопасность
Пед. площадка

Доклад Назиной Л.И. "Особенности общения с ребенком в семье"

«Особенности общения с ребёнком в семье»

 учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Людмила Ивановна Назина

 

                                                  Если дети живут в обстановке критики, они

учатся критиковать и осуждать других людей.

                                                     Если дети живут в обстановке вражды и зло-

бы,они учатся быть злыми, учатся драться.

                                                     Если дети живут среди насмешек, они стано-

вятся нерешительными и излишне скромными.

                                                    Если дети живут в обстановке стыда и сму-

щения, чувство собственного достоинства усту-

                                                          пает место чувству вины.

                                                                                                                Дороти Нолт

            Для того, чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми является шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определённым количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

             Анализируя перечисленные в рецепте главные принципы родительского воспитания, приходишь к пониманию того, что самым веским принципом является принцип принятия ребёнка.

Принятие ребёнка- это проявление такой родительской любви, когда ребёнок понимает, что его любят не смотря ни на что. Принять ребёнка- значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире. В психологической литературе отмечается, что принятие, зависящее от поступков,- это принятие условное, имеющее игровой подтекст. Оно приводит к проблемам, которые можно назвать нравственными и очень опасными. Игровое принятие имеет искусственный привкус, в основе которого- безразличие и обман.

             В основе настоящего ,или истинного, принятия лежит значимость ребёнка. Значимость ребёнка- это признание его значительности в существовании семьи.

Краеугольным камнем хороших отношений ребёнка с родителями является его признание родителями.

Признание ребёнка-

это сохранение у ребёнка чувства  собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей- это безграничная вера в то, что ребёнок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своего ребёнка, то они стараются подчеркнуть его достоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким, успехом, ободряют и поддерживают в минуты  жизненных трудностей. Ребёнок должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки,даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. Признание- это в какой-то мере и терпение родителей. Терпение, заключающееся не в том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том чтобы давать ребёнку время прочувствовать и осознать совершенное им, и в поддержке отца и матери.

Признание формирует у детей чувство собственной значимости и необходимости в своей семье. Абсолютно позитивно относясь к факту существования собственного ребёнка и признавая его, некоторые родители думают о том, каким они хотели бы его видеть. При этом многие из них рисуют некий идеализированный образ, который складывается порой из желаемого и далёк от реальной действительности. И если  идеальные родительские представления расходятся с действительностью, во многих семьях возникают проблемы в общении между родителями и детьми.

Иначе говоря, если ты хорош по моим родительским представлениям, - значит, ты любим, принят, признан. Если нет- стойкое родительское раздражение и конфликтные ситуации, принимающие самые разнообразные, а порой и безобразные, формы.

Социологический опрос

             Мною было проведено исследование среди учащихся- школы, которое показало, насколько важную роль играет истинное признание в жизни ребёнка. Учащимся 1-11 классов предложено ответить на вопрос: « За что могут не любить родители своих детей?»

В опросе участвовало     47 учащихся.

Ответы распределились следующим образом:

Родители  не любят своего ребёнка, если:

За вредность ( 10 ответов)

- он плохо учится (                16        ответов)

-он непослушный (     14                       ответов)

- часто и много болеет (                  0    ответов)

За то, что обзывает родителей (1 ответ)

Только 6  детей написали, что такого быть не может, родители их всегда любят.

Эти ответы- результат раздумий самих учащихся, их собственного опыта, их собственных переживаний.

Многие родители, сами того не замечая или не обращая внимания на присутствие ребёнка, сами того не желая, дают подтверждение мнению, которое представлено в ответах учащихся.

            Ребёнок с самого раннего детства нуждается в признании, но особенно это необходимо в периоды возрастных кризисов: начало учебной деятельности, половое созревание, поиск жизненного пути.

            Признание ребёнка предполагает одобрение, похвалу, положительную реакцию семьи на любое, пусть самое незначительное, усилие со стороны ребёнка, которое делает его лучше, умнее,добрее. Признание невозможно без таких приёмов родительского воспитания, как одобрение и похвала .

            Ребёнок вынес мусор, убрал свою комнату или квартиру, помог по хозяйству- всё это и многое другое должно быть одобрено и отмечено родителями. К большому сожалению, зачастую ребёнок получает словесное признание и оценку собственных достоинств только при посторонних  людях. Такого быть не должно. Ребёнок должен быть признан и его достоинства должны быть оценены для того, чтобы он имел стимул для своего дальнейшего совершенствования и развития.

             Признание имеет огромное  воспитательное значение, поэтому оно должно быть не эпизодическим в воспитании детей. Если же это случается, то дети начинают этим  пользоваться и манипулировать.

             Я могу сейчас задать Вам вопрос, на который Вы сразу не найдётесь, что ответить.  «Что для вас значит признание вами собственного ребёнка?» В данной  ситуации родители начинают обычно говорить что угодно, но не относящееся к сути признания. Признание- это на стенах квартиры рисунки  и стихи ребёнка, самое видное место в доме для его поделок и моделей, праздничных газет и поздравлений, почетных грамот и благодарностей.

             Признание может существенно повлиять и на учебные успехи ребёнка и на его положение в семье и в коллективе. Если родители в конце учебной недели не только проверяют дневник, но и обсуждают достижения ребёнка, а так же позволяют ему эти достижения продемонстрировать, то этот ритуал позволит ребёнку ощутить собственную значимость и убедиться в собственных возможностях. Иногда в беседе с родителями узнаёшь о том, что они не знают об интересах  своих детей, не слышали о тех успехах и достижениях, которые у него есть. Почему дети не говорят об этом со своими родителями? Потому что зачастую они просто не верят в то, что родители будут искренни в выражении признательности собственному ребёнку. Если ребёнок будет чувствовать признание, он будет прилагать  гораздо больше усилий, чтобы добиться жизненного успеха и будет стараться доказать, что его достижения и успехи возникли не на пустом месте, они не единичны.

             Родители, для которых их ребёнок ожидаем, любим, принимаем и признан, могут с уверенностью сказать, что без установления вышеперечисленных отношений нельзя использовать в родительском арсенале слово « нет». Это может привести к конфликтным ситуациям, неповиновению и бунту со стороны ребёнка. Признание родителями собственного ребёнка- это создание в собственной семье таких ситуаций, когда ребёнок имеет возможность не только отвечать на вопросы родителей, но и задавать им свои вопросы, от которых они не будут отмахиваться, на которые они дадут ответ уважительно и серьёзно.

            Не менее значимым чувством для ребёнка является родительская любовь. Есть ещё в современном мире дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. По мнению психологов, ребёнок нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их ласкали, целовали не менее 4-5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребёнок-подросток не подпускает к себе, сторонится родительских объятий; в такой ситуации нельзя искать причину только в ребёнке. Это может быть связано с тем, что в дошкольном и младшем школьном возрасте проявление любви и ласки со стороны родителей  ребёнок ощущал на себе достаточно редко, и у него не сформировалась потребность в родительском внимании.

            Также были опрошены ( анонимно) дети: «Часто ли родители говорят им ласковые слова?»

13 детей не знают таких слов, некоторые родители ограничиваются словами: сын, сынок, доченька. Редко : солнышко, ягодка, маленькая,зайка…

Эти факты говорят о том, что многие взрослые, ставшие родителями, в свои семьи привнесли тот опыт общения со своими детьми, который был заложен в их семьях и стал для них традиционным.

            Родители иногда просто стесняются говорить детям о своей любви. Об этом не говорят родители друг другу, не говорят родители детям, не говорят дети родителям- но ведь без семени цветок на окне не вырастет!

Посеешь любовь, тепло и ласку в детском возрасте, будешь её холить и лелеять в подростковом- пожнёшь сполна в старости: она вернётся к тебе заботой и вниманим, терпением и терпимостью уже выросших детей.

Любовь необходима ребёнку ещё и для того, чтобы он мог адекватно реагировать на те требования, которые к нему предъявляются в семье. Если требования есть, но любви ребёнок не ощущает, эти требования останутся невыполнимыми. Если ребёнок физически и духовно ощущает родительскую любовь и ласку, он не будет принимать требования родителей в штыки( ведь на работе, начальник предъявляет Вам требования начальственным тоном Вы не спешите их выполнять, а если уважительным, человеческим языком?). Любовь делает детей счастливыми, она отвечает базовой физиологической и психологической потребности  ,  которая остаётся неизменной на всем протяжении взросления ребёнка. Дети, с которыми обращаются без любви, развиваются неправильно, даже если во всём остальном они воспитаны как надо.

             Родительская любовь должна искать в своём ребёнке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило,  всегда лежат на поверхности. При этом родители должны помнить, что недостатки поддаются исправлению только тогда, когда это делается без сарказма  и иронии, издевательства и обвинений. Они исправляются при наличии любви.

             Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности .  Он особенно актуален для семей 21 века.  Родителям катастрофически не хватает времени на общение с детьми, родители многие работают и заняты добыванием куска хлеба.

             БЫТЬ ДОСТУПНЫМ-это значит в любую минуту найти в себе силы отложить  все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребёнком. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на « потом». Промедление иногда в общении с ребёнком смерти подобно. Анализ анкет показал, что дети выходной день проводят с родителями : иногда-4 человека, всегда- 14 семей. С папой -5 детей, с мамой -12, с папой и бабушкой-1, С младшим братом-1 ребёнок ответил. Остальные категорично заявили: нет. Данная статистика говорит сама за себя.Если у родителей нет времени на общение с ребёнком сегодня, то у выросшего ребёнка не будет времени на общение с родителями завтра. Если ребёнок в семье имеет возможность достаточно часто общаться со своими родителями, то он уже с раннего детства понимает собственную значимость и нужность.

             Однако родители должны помнить, что проводить время с собственным ребёнком- это не значит читать ему без конца мораль или делать с ним уроки. Быть доступным для ребёнка- это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребёнку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, проговорить и обсудить их вовремя. Быть доступным- это значит, иметь право на совместный поиск истины со своим малышом. Когда ребёнок начинает искать истину на улице, одной из причин такого положения вещей  является родительская недоступность и неприкосновенность, безразличие к ребёнку, и в конечном счете- к самому себе.

Иногда дети говорят « Мы живем с родителями в разных измерениях, и поэтому не находим времени друг для друга» Только имея в своём родительском арсенале принятие, признание, любовь можно формировать у ребёнка такие качества, как ответственность, самодисциплину, осознанную способность к ограничениям.

             ВОСПИТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И САМОДИСЦИПЛИНЫ, Огромное значение в воспитании ребёнка имеет формирование у него привычки быть ответственным. Чем раньше ребёнок начнет проявлять ответственность за свои поступки и слова, тем больше шансов на то, что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность. Такие понятия как ответственность и обязательность, детям не особенно присущи.

На проявление ребенком вышеназванных качеств огромное влияние оказывает стиль поведения родителей в семье, их способность проявлять эти качества в обыденной жизни. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности перед ними. Это не значит, что родители должны отчитываться за каждый прожитый день или за свои поступки, хотя демонстрировать собственный пример ошибок и проблемных ситуаций не так уж и плохо. Мудрость ответственности родителей состоит в том, что всегда они выполняют то, что обещают детям, а если по какой-то причине этого не происходит, они находят в себе смелость признать свое неумение сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки. Не ставя это в вину своему ребенку. Как часто дети слышат: « Вот пристал ты со своим походом!» И ребенку уже не хочется в поход, потому что он понимает, что его просьба вызывает у родителей раздражение и нежелание выполнять то или иное обещание, данное, может быть в порыве эмоций. Настоящие родители не боятся детской критики, справедливых замечаний собственного ребёнка. Если каждый день отец обещает приходить домой трезвым, но этого не выполняет, если мама обещает чему-то научить, что умеет сама, но этого не делает, - это рано или поздно вызовет протест ребенка, и во что он выльется- трудно предсказать. Ответственное поведение родителей дается непросто,требует выдержки волевых усилий, иногда ставит родителей в затруднительное положение , но именно оно формирует у ребенка привычку быть ответственным и дисциплинорованным.

             Для соблюдения ребенком ответственности и формирования у него навыков самодисциплины необходимы определенные условия. Одним из таких условий является наличие у ребенка в семье определенных обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно. При этом родителям нужно проявлять   терпение. Если в обязанность сына или дочери входит уборка квартиры или вынос мусора, значит, никто другой не должен за них это делать. Безусловно, бывают разные ситуации, но, если ребенок в добром здравии, но просто не хочет ничего делать, он должен быть наказан и при этом необходимо, чтобы наказание воспринималось им осознанно.

             Если у ребенка появилась чужая игрушка, вещь или деньги, то родители должны выяснить их происхождение и дать возможность ребенку самостоятельно вернуть их тому человеку, у которого он их взял. При этом ребенок должен извиниться сам, пережить стыд и унижение  для того, чтобы никогда такого не совершать. Миссия родителей – научить ребенка брать на себя ответственность за свои поступки.

             Воспитывать у ребенка ответственность- это значит использовать как метод воспитания ограничение. Если родители с раннего детства ребенка   не научились говорить ему слово « нет», то их жизнь превратиться в нескончаемую дорогу в ад.

             Одним из главных умений родителей в воспитании ответственности в собственных детях является твердость, умение сказать ребенку  « Нет». Очень важно, чтобы умение говорить « нет» было обоюдным решением родителей. Нет ничего более страшного в семейном воспитании детей, если один родитель позволяет, а другой- запрещает. Еще страшнее, если один из родителей вместе с ребенком что-то скрывает от другого родителя, боясь его гнева. Потворствуя ребенку в его неблаговидных поступках, скрывая проступки, мы способствуем вседозволенности, создаем условия для усугубления конфликтной ситуации, теряем остатки собственного авторитета.

             Плавно перешли К АВТОРИТЕТУ РОДИТЕЛЕЙ – важной составляющей успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах  собственного ребенка- кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу- все это слагаемые родительского авторитета. Родительская авторитетность не должна зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми. К примеру, у отца неприятности на работе, и он, компенсируя нервные издержки, контролируя дневник своего чада, распекая его при этом так, как его самого распекали на работе. Авторитета и уважения со стороны ребенка этот факт ему не прибавит, а недоверие, неприязнь, обиду оставит надолго.

Авторитетность родителей в глазах ребенка_ это, прежде всего, желание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой она ни была для отца и матери. Так дети будут поступать в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно.

             Авторитетные родители не ставят задачу наказать ребенка, для них важным является осознание ребенком степени тяжести совершенного проступка по отношению к другим людям и самому себе. Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, чтоне выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проланализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, чтобы он понял: об этом ему говорят раз и навсегда. Авторитет родителей еще зависит и от того, насколько они сами умеют прощать и просить прощение. Еще одно немаловажное качество родителей, которые хотят быть авторитетными в глазах своих детей- это отсутствие боязни критики со стороны своих детей.

Меняется мир, дети 21 века имеют иные информационные возможности, много умеют из того, чего не умеют их родители. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей, должны тоже учиться у них.

Какая музыка интересна ребенку, какие музыканты и группы стали их кумирами, какие фильмы они смотрят, какие книги они читают, и почему это им интересно, какие речевые обороты они используют- это и многое другое должно интересовать родителей, претендующих на роль авторитетного лица для собственного ребенка.

             Авторитет не приобретается автоматически с « приобретением» ребенка. Он нарабатывается годами самоотверженного  родительского труда, который с родни труду шахтера.  Каждодневный труд, часто приносящий тяготы и страдания, может быть вознагражден редко, но тем сладостнее для отца и матери маленькие победы, достигнутые в результате этого родительского сподвижничества.

              Вы, уважаемые родители,  выполняете долгосрочную миссию, занимаясь воспитанием своих детей. Хотелось бы , чтобы Вы внимательно перечитали правила благополучного родителя:

  1. Чем больше времени родители проведут  со своим ребенком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.
  2. Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми  права на спокойную старость их родителей.
  3. Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упреки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая немощь престарелого родителя будет замечена и подчеркнуто продемонстрирована взрослым ребенком.
  4. Чем раньше родители научатся проявлять терпение по отношению к ребенку в детстве,тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения  от взрослых детей.
  5. Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной, очень тоскливой.
  6. Чем больше родители привлекают своих детей к обсуждению жизненно-важных вопросов семьи, нравственных проблем, тем больше шансов  у престарелых родителей быть в гуще событий жизни своих взрослых детей.
  7. Родители, которые хотят иметь детей, должны задать себе вопрос не только о том, какого ребенка они хотят вырастить, но и о том, какой они представляют свою старость!

 

Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Печать страницы

Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz